LEFT SIDEBAR PAGE

сбербанк самый дорогой российский бренд

Проблема художественного мира поэта затрагивается, конечно, не только на страницах «Голоса надежды». Монография М. И. Жука посвящена трём ключевым концептам поэтического мира Окуджавы - Вере, Надежде, Любви. Подготовлена она на основе кандидатской диссертации, и в этом заведомо есть некое противоречие. Кандидатская диссертация, по ВАКовскому определению, является научно-квалификационной работой, а монографии второй из этих признаков не нужен: она важна только научной значимостью, а написал ли её кандидат наук, доктор ли - не важно. Так вот, работа М. И. Жука, бесспорно, свидетельствует о том, что автор, как пишут в отзывах для защиты, «заслуживает искомой степени», но каков её вклад в науку? Первая - теоретическая - глава представляет собой обзор исследований по проблеме концепта; во второй подробно рассматривается значение трёх упомянутых концептов в лирике Окуджавы. Рассматривается подробно (и в самом деле квалифицированно), на историкокультурном фоне, с привлечением многочисленных поэтических цитат (кстати, напрасно автор пользуется неряшливым, содержащим множество опечаток и сокращённым посмертным переизданием сборника Окуджавы «Чаепитие на Арбате» 1998 года, а не прижизненным оригинальным изданием 1996-го; см. об этом ниже), с выявлением нюансов, с многочисленными тонкими наблюдениями. Но итоговая мысль о том, что каждый из этих концептов «выражает желание Б. Окуджавы исправить дисгармоничную, ущербную реальность: ВЕРА и ЛЮБОВЬ сакрализуют тот объект, на который они направлены, НАДЕЖДА становится верой в возможность перемен к лучшему, прихода чего-то благоприятного, триединый концепт ВЕРА-НАДЕЖДА-ЛЮБОВЬ выражает возможность духовного спасения.» (с. 230) - так вот, эта мысль для монографии (не для кандидатской диссертации!) звучит как-то бледновато и как нечто само собой разумеющееся. Может быть, для неё хватило бы и подробной статьи. Основу книги С. С. Бойко111 составили три доработанные главы кандидатской диссертации, защищённой в 1999 году. Они посвящены соответственно метафорам высших сил в творчестве поэта («Бог, природа, судьба, провиденье.»), средствам художественной выразительности и литературным перекличкам (цитаты и реминисценции).